?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Человек действия, которого заставили задуматься, становится несчастлив
до тех пор, пока вновь не возвращается к действию
Франц Кафка

Когда я глубоко несчастен, я прихожу к истинному видению себя
Франц Кафка




В последнем номере журнала Арт Хроника оказалась опубликована хвалебная статья В.Ю. Суркова о художнике Николае Полисском. Данный текст был бы ничем не примечателен, если б не творческая биография автора.

Владислав Юрьевич Сурков - один из вдохновителей проектов «Идущие вместе» и «Наши». Молодежное движение «Идущие вместе» (2000) стало известно благодаря таким акциям, как сжигание книг Владимира Сорокина, Баяна Ширянова, Виктора Ерофеева на Театральной площади Москвы, а также дракам и провокациями на демонстрациях левых организаций. В демократических кругах активистов организации «Наши» (2005) называют «нашистами» (по аналогии с фашистами и нацистами), а саму организацию — «Путинюгенд» (по аналогии с Гитлерюгендом). [по материалам Википедии]

В статье с аховым названием "Полисский възжает", В.Ю. Сурков, кажется, так до конца и не знает - понял он творчество художника или нет. Но это для него и не главное. Как не главное и то, что суть синонимичные утверждения несут в статье прямо противоположный смысл: "Быть непонятым — трагедия для художника... Быть понятым неверно — привилегия гения". Вторым по силе (после названия) креативным моментом текста является сравнение псевдо-архитектурных творений Полисского с творчеством мастера натюрморта и портретного жанра, барочного художника Яна Вермеера. Примечательно и описание рассматриваемых Сурковым работ: «Дровник» — толстый зиккурат из отборных дров. «Башня из сена» — башня из сена. «Башня» — башня соломенная, под снегом. «Медиабашня» — опять башня, очень высокая, плетеная, как корзина, из прутьев, по форме вроде пирамиды, ночью светится. Прекрасные «Лихоборские ворота» — бревенчатая триумфальная арка. «Снеговики» — огромная (штук 100) толпа шикарных снежных баб...

Если отбросить аналогии с Вермеером, способныe в данном случае лишь ввести в заблуждение, интерес упомянутых произведений, по мнению автора статьи, заключается в том, что это "Очень национальные изделия.  ...Как будто присутствуешь при сотворении русского мира... Дух захватывает от этого быстрого и шаткого величия... Покачается, покосится, осядет, осыпется по краям — и вновь, поскрипывая, возвышается над материком, красуется страшно и весело. Два Рима падоша, а третий поныне стоит, не железный, не каменный, невозможный — деревянный".

Такая готовность видеть во всем великое-русское весьма отрадна. Однако попробуем посмотреть на упомянутые работы, не прибегая к помощи ложных аналогий. Николай Полисский - художник, тяготеющий к жанру лэнд арта, хотя интерес этот далеко не бесспорен. Лэнд арт - движение, подразумевающее работу художника с природным ландшафтом, которое возникло в 1960-х в Америке как протестная реакция на коммерциализацию искусства и его институциональную (а также идеологическую) зависимость. Отличительной особенностью этого рода искусства является неразрывная связь с внешним миром. В этом смысле произведения лэнд арта могут повторять, подчеркивать, развивать или, напротив, ограничивать его очертания. При этом задача художника - не привнести во  внешнее пространство некий рукотворный объект, а создать произведение изнутри этого самого пространства, заставить одно перейти в другое.

В противоположность изложенным принципам, работы Полисского не столько пытаются "понять" окружающую среду, сколько навязывают ей свой собственный ритм и порядок. Рукотворные широкомасшитабные скульптуры главенствуют здесь наподобие архитектурных памятников, напоминающих то ли индейский вигвам ("Медиабашня"), то ли тибетский монастырь ("Башня", "Дровник"), то ли Tриумфальную арку ("Лихоборские ворота"). Полисский как будто строит свой собственный город на еще неосвоенной цивилизацией территории. Сопровождающий это строительство позыв к ремесленничеству, псевдо-народности, очевидно, унаследован художником из его эстетически-созвучной деятельности в рамках питерской группы Митьки. Между тем, вероятно, именно по этим причинам работы Полисского  оказались включенными в программу русского павильона Венецианской архитектурной биеннале, которая пройдет осенью этого года в Италии.

Пожалуй, единственным проектом художника, близким по-духу к лэнд арту, явились "Cнеговики". Однако и здесь стремление к привнесению в природу элементов извне пересилило чистоту эксплуатируемого жанра: сотни ведер и тонна моркови, возможно, так и остались валяться в окрестностях извилистой траектории километровой инсталляции, намекая на то, что разговор должен идти не о деревянном третьем Риме, а о ведерном или, в крайнем случае, морковном пути к "Замку" Кафки - символу фрустрации человека в его бесконечной борьбе с невидимым врагом.


Cнеговики


Башня

Источник фотографий...

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
svintusoid
May. 30th, 2008 09:13 am (UTC)
Ну, можно пытаться сказать, здесь не только о лубочности, но и том, что заставляя пространство трансформировать ритм, говорить на его языке, он показывает минимальность и, видимость естественности форм необходимых для освоения пространства цивилизацией.

Строя тем самым некую естественную гармонию, в общем-то вечного вызова "освоения и экспансии" и сохранения гармонии с окружающим.
j_volfson
May. 30th, 2008 03:06 pm (UTC)
эта такая зе естественная гармония примерно, как деревянные деревенские дома. по-сути
svintusoid
May. 30th, 2008 03:16 pm (UTC)
деревенские дома, в отличие от этого смотрятся все-таки именно элементом совсем чужим(хотя и _привычным_), здесь эта степень чуждости, кажется, ниже- за счет меньшей четком форм.

Деревенский дом в своем развитии при этом стремится наращивать чуждость, а этот проект, напротив, направлен на ее снижение-- пытаясь не построить свой язык из-себя, но заставить окружающеее говорить на желаемом языке.
j_volfson
May. 30th, 2008 03:23 pm (UTC)
"не построить свой язык из-себя, но заставить окружающеее говорить на желаемом языке"
именно это и делают любые архитектурные постройки. сравнение с деревней здесь не принципиально. подойдут любые до-цивилизационные архитектурные формы. например, кижи, вигвам - еще лучше. здесь по-моему важно уловить разницу между этими скульптурами и лэнд артом, а также разницу между скульптурой вообще и данными постройками. так или иначе, но национального момента, в отличие от автора статьи, я здесь не вижу
svintusoid
May. 30th, 2008 03:27 pm (UTC)
Национального момента я тоже не вижу.
j_volfson
May. 30th, 2008 03:24 pm (UTC)
скорее наоборот - какие-то восточные формы. или западные (вигвам)
niktoshka
Jun. 4th, 2008 08:06 pm (UTC)
Здравствуйте Юля! Хочу отнять у вас немного вашего внимания и времени
Роман Манихин - художник, графический дизайнер.
Его дипломный проект о фестивале - архстояние
(он учился в строгановке, на кафедре коммуникативного дизайна)
вот его дипломный проект (я так понимаю, что не полностью, но общее представление составить можно)
- http://ommani.livejournal.com/68028.html#cutid1
- http://ommani.livejournal.com/68186.html

Если у вас есть возможность показать его проект (переслать ссылку) организатору - он был бы очень рад, если-бы его проекту нашлось применение,
конечно же, если работа этого достойна.
Спасибо большое! Извиняюсь за офтоп
j_volfson
Jun. 4th, 2008 09:47 pm (UTC)
извините, мне не ведомо, что вы имеете в виду...
niktoshka
Jun. 4th, 2008 10:12 pm (UTC)
вас понял
не очень ясно и понятно выразился
да и не по адресу совсем!
ещё раз извините за беспокойство!
(Anonymous)
Jun. 7th, 2008 02:40 am (UTC)
Бред какой-то.
Зачем Суркову писать в Апт-Хронику про Полисского.
Вообще в голову не укладывается.
Зачем

Хотя подобные залеты с ним случаются. Лет семь назад он ангажировал группу "Агату Кристи" чтобы она записала альбом на его стихи.

Альбома так никто и не услышал.

Кажется, здесь больше психосоматики чем политики.
ribas_victor
Oct. 4th, 2008 07:39 am (UTC)
Г-н. высокопоставленный арткритик, слава Богу, не заметил иронии художника, а может и замаскировал её - в том, что природные материалы, как и труд соратников художника, был бесплатный. Всё из ничего - это такая всерусская мечта. Сделать что-то подобное манне небесной - и красивое, русское, чтоб! И наверху чтобы галочку поставили - вот у нас какое есть, и бюджета не надо, потому как из народа идет само - прёт просто.
Опасность быть замеченным сверху приведет к очень плохим последствиям - такой лубочности и коньюнктуре сов.реализма
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

Alexander Brener
j_volfson
Юлия Вольфсон

Latest Month

April 2013
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel