Юлия Вольфсон (j_volfson) wrote,

Малевич. Экономические законы. 1924


С выставки "Родченко и Попова" в Тэйт Модерн (2009). Фото

Мне кажется этот текст Малевича черевычайно интересным. Я согласна с его критикой материализма и марксистской экономической теории. Его критика конструктивизма - примечательна. Oн оказался прав: конструктивизм в результате превратился в рычаг капиталистического рынка дизайна; материализм убил искусство. Вне всяких сомнений, до-продуктивистская фаза конструктивизма является, хотя и "рабочей", наиболее интересной и - единственно, на мой взгляд, интересной с т.з. истории изобразительного искусства.

Статья впервые была опубликована в книге Д. Сарабьянова, А. Шатских "Казимир Малевич: живопись, теория". Москва, Искусство, 1993. Ниже привожу фрагменты.
===============

Малевич. Экономические законы. 1924

[с. 250] Экономический базис и экономические отношения людей и устройство на экономическом базисе взаимоотношений людей не являются той основой на которой мог бы пролетарский класс строить свое общество и всю жизнь.

На экономическом базисе может строить жизнь и государство только капиталистическое общество или буржуазное, а если стрeмиться построить мироотношение членов в обществе из пролетарского класса, то нужно искать новый базис. Экономический базис дает исключительно капиталистическое общество, накопление ценностей нового вида капитала. Рубль как элемент капиталистического уклада имеет в своем существе экономию, благодаря чему он получает прогрессивное развитие за счет человеческих сил.

Стремление к экономизму - стремление к капитализму, к ценности, к накоплению. Освобождение же от экономизма ведет к совершенно новому строю и отношениям людей между собою.

Искусство должно служить этим новым образцом; в нем нет экономического базиса и накопления ценностей, ибо уже ни один производитель Искусства не знает и оценить не может свой продукт так же, как ни одно явление природы не оценивает своего производства, несмотря на то, что человеку как бы кажется, она обеспечивает род семенами, множеством продолжений.

Художник чувствует себя неимоверно стесненным, зажатым и свои проявления не может развернуть свободно.

Возьмем любые города и их экономический базис, и мы увидим, как Искусство с великим трудом удерживается в городе, где каждый квадратный аршин земли благодаря экономическим условиям заставляет строить здание вертикально, в силу развития экономического материалистического базиса. Гoрод выстраивается - исключительно утилитарные постройки практического вида, в силу этого происходит вытеснение из города принципов Искусства, которые своим неэкономическим поведением разрушают экономически-практическую мысль и нарушают тем самым капиталистический форт.

Мы уже имеем в виду, что в нашей современности на строго экономическом базисе начинает вырастать новый вид материализма, который овладевает только видом капиталистического буржуазного материализма. Он уже начисто вытеснил искусство архитектурное и Искусство вообще и породил так называемый конструктивизм, который целиком обосновывает свое поведение целесообразностью, экономичностью зданий в строгой зависимости от функций практической необходимости и потребностей, которые в свою очередь не проверены и, может, исходя из самого закона экономии, являются лишними. Конструктивизм не может себя относить к Искусству или "художественному труду" (в последнее время конструктивизм стал относить свое поведение к художественному труду).

Конструктивизм есть чисто материалистическое конструктивное явление, которое психофизиологически обосновывает свое движение на сознательном расчете. [с. 251] Явление, зависящее целиком от того или другого квадратного аршина, сохранившегося от экономического условия.

В силу чего должно поведение конструктивиста зависеть и двигаться? закованный этими условиями, конструктивист начинает двигаться к тем щелям квадратного аршина и вырастает той формой, которая может вырасти из этой необходимости и построить с этой вышки всю целесообразность практических надобностей.

...Какова идеология конструктивизмa (конечно, в условиях которой он находится)? В революционных странах, побеждающих коммунистическим материализмом, у него идеология материалистическая, в странах контрееволюционных - контрреволюционная. Своей идеологии конструктивизм не имеет. Он и хочет, с одной стороны, выделить себя тем, что он художественный, но не творчество, а труд, добиваясь уравнения с общим трудом, но "художник-творец" не согласится с этой приставкой, ибо он не трудится и свое проявление не считает трудом. Действительно, конструктивизм может эту приставку считать и верной, ибо в проявлении конструктивизма художественная свобода ограничивается усилием разрешения утилитарных потребностей в художественной форме.

Следовательно, в этом усилии есть преодоление задания, на что нужен труд. Но дело только в том, что конструктивизм не может быть художественным, ибо в его проявлении лежат задачи практические, и воля или проявление не могут быть вне этого выражены. Eго раздражитель - цель, поставленная известной формою жизни. Но не форма, ставящая течение воды совершенно в другую сторону.

[с. 254] Конструктивизм должен себя наименовать изобретализмом конкретной поставленной ему задачи, но не изобретением, которое после применяется к конкретным делам.

Следовательно, конструктивизм - низшая степень прояснения, связанного с данной задачей, порабощающей личную свободу. По своей идеологии конструктивист - "народный служитель", за что может получить заслуженного "слуга-лакей".
Tags: art market, russian artists, russian avant-garde
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded  

  • 3 comments